Уильям Блейк и "Двери восприятия"
"Бракосочетание Рая и Ада", Уильям Блейк, Лондон, 1790 г.



"Истинна древняя вера в то, что мир в конце шести тысяч лет погибнет в огне, - так мне сказали в Аду.
Ибо когда Херувим с пламенеющим мечом оставит стражу у древа жизни, все творение испепелится и станет святым и вечным, как ныне греховно и тленно.
Путь же к этому - через очищение радостей плоти.
Для начала докажем, что душа и тело неразделимы; и я буду вытравливать мысли мои на металле кислотами, кои в Аду спасительны и целебны, ибо они разъедают поверхность предметов и обнажают скрытую в них бесконечность.
Если б врата познания были открыты, людям открылась бы бесконечность.
Но люди укрылись от мира и видят его лишь в узкие щели своих пещер."
(Перевод А. Я. Сергеева)

Описание изображения
Обнаженное мужское тело возлежит горизонтально поперек страницы, руки его вытянуты по швам. Голубоватый оттенок тела предполагает, что он мертв. Над ним в пламени парит обнаженная длинноволосая женская фигура с простертыми над ним горизонтально руками. Она располагается под прямым углом к мужчине, голова повернута к наблюдателю.
Блейк, как минимум, дважды делал цветной оттиск с этой гравюры, со скрытым текстом. Надпись на одной из них гласит: "Пылающий Меч / Вращающийся многосторонне", относит нас к образу так называемого херувима-защитника, или попросту ангела-хранителя, которого Бог отправил на защиту людей от Древа Жизни после того, как они были изгнаны из Эдема. Верхняя фигура, таким образом, может олицетворять ангела-защитника, который не допускает мертвое тело внизу к Древу Жизни.

Информация:
Название: "Бракосочетание Рая и Ада" (The Marriage of Heaven and Hell (пластина №14)
Автор: Уильям Блейк (William Blake), он же гравер, печатник, художник
Изготовление: Катерина Блейк
Место публикации: Лондон, 1790 г.
Количество пластин: 27
Размер: от 16.6 × 11 см до 13.6 × 9.8 см.
Количество страниц: 15
Размер страницы: 26.9 × 17.9 см.
Способ печати: рельефная гравюра и инталия с ручной росписью
Цвет краски: зеленый
Материал: гладкая бумага
Водяные знаки: J. Whatman

Происхождение:
Наименование: The Pierpont Morgan Library
Дата: 1911 г.
Продавец: запись не сохранилась
Цена: $3500
Примечание: продано из коллекции Hoe, Anderson Galleries, New York, 25 апреля 1911 г., лот 391 (за $3500 в Pierpont Morgan Library).

Текущее местоположение:
Pierpont Morgan Library
29 East 36th Street
New York, NY 10016-3490
Telephone: 212-685-0008
Fax: 212-685-7913
Департамент печатных книг и свитков

Биография Уильяма Блейка

   

Уильям Блейк родился 28 ноября 1757 года в семье лондонского лавочника. Уильям был третьим из семи детей, двое из которых умерли ещё в младенчестве. Он никогда не посещал школу, получая образование на дому — его учила мать. Блейки были протестантами. С ранних лет Библия произвела огромное воздействие на Блейка. На протяжении всей его жизни она будет оставаться для него главным источником вдохновения.
Ещё в детстве Блейк увлёкся копированием античных сюжетов с гравюр, которые покупал ему отец. Работы Рафаэля, Микеланджело, Мартена ван Хемскерка и Альбрехта Дюрера привили ему любовь к классическим формам. Постепенно это занятие переросло в увлечение живописью. Родители, зная горячий темперамент мальчика и сожалея о том, что он не ходил в школу, отдали его на уроки живописи. Тогда же он увлекается поэзией. 
4 августа 1772 года Блейк поступил на 7-летнее обучение искусству гравировки к гравёру Джеймсау Бесайеру с Грейт Куин Стрит. К концу этого срока, к тому времени, когда ему исполнится 21 год, он должен был стать профессиональным гравёром. Но не было ни одного достижения за период обучения, которое не сопровождалось бы серьёзной размолвкой или конфликтом между этими двумя. 
В 1778 году Блейк поступил в Королевскую Академию искусств, где проявил себя приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения.
В 1782 году Блейк женился на Кэтрин Бушер, необразованной, но очень милой девушке, полюбившей его с первого взгляда. Брак Блейка и Кэтерин был крепким и счастливым. Блейк учил Кэтерин письму, а она помогала ему раскрашивать печатаные книги его стихов. Они прожили вместе до смерти Блейка, причём после Кэтрин уверяла, что её регулярно посещал дух умершего мужа. Сама Кэтрин умерла в 1831 году. Детей у них не было.
Первый сборник стихов Блейка, «Поэтические наброски», вышел в 1783 г. В дальнейшем поэт создает несколько «иллюминированных рукописей», собственноручно гравируя свои стихи и рисунки на медной доске.
В 1788 году, в возрасте 31 года, Блейк начинает экспериментировать в области рельефного оттиска, метода, который он будет применять для оформления своих книг памфлетов и стихов, для картин, и конечно, именно им будет выполнен шедевр Блейка — иллюстрации к Библии. Этот способ был применим как для иллюстрации книг, так и разумеется для книг иллюстраций с отпечатанными изображениями и не содержавших текста. Чтобы сделать оттиск изображения или определённой иллюстрации и текста, желаемое наносилось на медные пластины ручкой или кистью с использованием кислотоупорного растворителя. Изображения могли располагаться прямо рядом с текстом на манер древних иллюстрированных манускриптов. Потом оттиск делался второй раз, но уже в кислоте, чтобы подчеркнуть контуры и покрыть нетронутые места, которые слегка размываются, после чего рельеф изображения становился чётче. Блейк использовал такой способ оттиска для иллюстрации большинства своих известных произведений включая «Песни невинности и опыта», «Книгу Тэль», «Бракосочетание рая и ада», «Иерусалим».
Блейк утверждал, что с ранних лет он видел видения. Первое из них случилось в самом детстве, когда ему было 4, и согласно истории, молодой художник «видел Бога», когда тот просунул голову в окно, заставив Блейка завопить от ужаса. В возрасте 8-10 лет в Пекхем Рай, в Лондоне, Блейк, как он сам утверждал, видел «дерево, буквально, облепленное ангелами, из ярких крыльев которых на ветви дерева сыпались блёстки, словно звёзды». Согласно истории рассказанной Викторианским биографом Блейка, Гилкристом, он вернулся домой и записал своё видение, чуть не попавшись на глаза отцу, готовому задать трёпку за враньё, если бы не вмешательство мамы. Хотя все факты говорят о том, что родители Блейка очень поддерживали сына, именно мама делала это всегда. Некоторые из ранних картин Блейка украшали стены её комнаты. В другой раз, когда Блейк наблюдал за работой косарей, он видел ангелоподобные фигуры среди них.
На протяжении всей своей жизни Блейк будет видеть видения. Они будут часто ассоциироваться с религиозными темами и эпизодами из Библии, и будут вдохновлять его на последующие духовные работы и поиски. Бог и Христианство являют собой интеллектуальный центр его произведений, источник вдохновения для художника. В добавок ко всему, Блейк верил, что был ведом Архангелами при создании своих живописных работ. Тринадцатью годами позже он теряет брата, однако продолжает поддерживать с ним связь.   
"В переходе 'End Of The Night', он произнес:"Realms of bliss Realms of light". Я воскликнул: 'Эй, Джим, это же Уильям Блейк, из "Песни невинности". Он ответил: "Я знаю, но меня до сих пор никто на этом не поймал". Так впервые рок-группа занялась серьезной литературой, и это сработало". - Майкл С.Форд, поэт.
 Блейк вернулся в Лондон в 1804 году и начал работу над написанием и иллюстрацией "Иерусалима" (1804—1820), его самой амбициозной работы. В возрасте 65-ти лет Блейк занялся иллюстрациями к "Книге Работы". Этими работами позже будут восхищены Раскин, который сравнит Блейка с Рембрандтом, и Воуен Уильямс, который поставит свой балет "Job: A Masque for Dancing", используя в нём подборку иллюстраций художника.
В день своей смерти Блейк неустанно работал над иллюстрациями к Данте. Говорят, что, в конце концов он отложил работу и повернулся к жене, которая всё это время сидела на кровати рядом с ним, не в состоянии сдержать своих слёз. Посмотрев на неё, он воскликнул: «О, Кейт, прошу, оставайся недвижима, я сейчас нарисую твой портрет. Ты всегда была ангелом для меня». Завершив портрет (ныне утерянный и до нас не дошедший), Блейк отложил все свои кисти и принадлежности и стал распевать гимны и песенки. В 6 часов вечера того же дня, пообещав жене, что будет с ней вечно, Блейк отошёл в другой мир.
Почти на век после смерти Блейка о его работах забыли, но его репутация стала двигаться словно по инерции в XX веке, будучи восстановленной критиками Джоном Миддлтоном Мари и Нортропом Фрай, а также благодаря растущему числу классических композиторов, таких как Бенджамин Бриттен и Ральф Воан Уильямс, на творчество которых оказали влияние работы Блейка.
Блейк оказал огромное влияние на поэтов-битников 1950-х годов и на субкультуру 1960-х и часто упоминается в творчестве таких плодотворных артистов как поэт-битник Ален Гинсберг и композитор, поэт и исполнитель Боб Дилан. Стихи Блейка также были положены на музыку многих популярных композиторов, особенно в 60-е годы прошлого столетия, а гравюры Блейка возымели большое влияние на современный графический роман.