Курт Вайль (Kurt Julian Weill)
(2 марта 1900 г. - 3 апреля 1950 г.)



Курт Вайль родился в 1900 г., в семье Альберта Вайля, главного кантора синагоги в Дессау и автора литургической музыки. Писал камерную и оркестровую музыку.

В 1918—1924 годах Вайль учился в Берлине, сначала у Фридриха Коха и Энгельберта Хумпердинка, затем у Ферруччо Бузони и Филиппа Ярнаха. Раннее творчество Вайля находится под влиянием его учителей и Стравинского. В середине 1920-х годов Вайль, стремясь к социальной действенности своей музыки, сознательно упростил свой музыкальный язык, введя в него новые популярные идиомы, в том числе элементы джаза.

Известность композитору принесло сотрудничество с Бертольдом Брехтом. В этом союзе два мастера развили стиль и формы так называемого "эпического театра" - театра с яркой социально-критической направленностью. Первой крупной совместной работой стала постановка "Трёхгрошовой оперы" (1928), музыка которой за короткое время облетела весь мир.

В 1927 году на фестивале в Баден-Бадене был поставлен скетч Брехта - Вайля "Махагонни-опера". Махагонни - город благополучия и радости, которые покупаются за деньги. Есть лишь одно преступление, за которое можно попасть на электрический стул, - это отсутствие денег. Представление окончилось скандалом, после чего скетч был переработан в трёхактную оперу "Возвышение и падение города Махагонни" (1930). Дерзкая пьеса Брехта с агрессивной музыкой Вайля, подчёркивающей остроту текста вульгарно-экстравагантной мелодией, завоевала громкую скандальную славу. Эти пьесы, направленные против социальной коррупции, вызвали беспорядки во время постановки.

Вайль пытался развивать новые формы музыкального театра, умело используя современные ритмы и прибегая к простейшим музыкальным средствам.

В 1933 году Вейль эмигрировал в Париж, а в 1935, с приходом к власти нацистов, уехал в Америку. Здесь он писал музыку для Бродвея. Дебютировал в Нью-Йорке библейской драмой "Путь обета" по либретто Ф. Верфеля. Известна его антивоенная музыкальная пьеса "Джонни Джонсон" (1936). Своим творчеством Вайль способствовал развитию мюзикла как нового жанра. Остросатирический стиль композитора включает элементы современной бытовой песни, модных танцев, джаза, экспрессионистской гармонии. В 1943 году принял гражданство США.

Творчество Вайля занимает особое место в музыкальной культуре XX века. Некоторые мелодии Вайля, из которых наиболее популярна песня о Мэкки из "Трёхгрошовой оперы", стали джазовыми стандартами. Вайль — один из немногих композиторов, сумевших создать настоящий мост между "серьёзной" и "лёгкой" музыкой. Он оказал большое влияние на академических композиторов (К. Орфа, Б. Бриттена), на всю европейскую и американскую песенную культуры, а также стал предтечей музыкальной полистилистики, развитой в 1970-е-1990-е гг. А. Шнитке. Творчество Вайля также оказало большое влияние на развитие современного музыкального театра.


Похоронен:
Mount Repose Cemetery 
Haverstraw
Rockland County
New York, USA
Участок: Ascending Dawn, Lot 5814, Space 3