Ван Моррисон (Van Morrison, рожд. George Ivan Morrison)
(рожд. 31 августа 1933 г.)



Офицер Ордена Британской Империи, северо-ирландский автор-исполнитель и мультинструменталист.

Моррисон родился в 1945 году в Белфасте, в семье певицы Виолет Ститт Моррисон. Его отец, Джордж Моррисон, будучи неравнодушен к американскому джазу и блюзу, собрал большую коллекцию пластинок из-за океана. В 11 лет отец купил ему первую гитару, на которой он разучивал аккорды по самоучителю "The Carter Family Style ", а через год собрал свою первую скиффл-группу "The Sputniks". Вместо того, чтобы ходить в школу, мальчик целыми днями слушал записи, а в 17 лет примкнул к ритм-энд-блюзовой группе "The Monarchs", где играл на гитаре и саксофоне. После выступлений на американских базах в Европе группа была распущена, и её место в 1964 г. занял новый коллектив — "Them".

Моррисон пытался привить "Them" знойное, неприглаженное звучание южного блюза. В 1965 г. их версия "Baby Please Don’t Go" из репертуара Биг Джо Уильямса ворвалась в лучшую британскую десятку. Однако песню, за которую "Them" помнят до сих пор, — неувядаяющую гитарную классику "Gloria" — Моррисон написал и исполнил сам. На концертах в импровизациях длительность песни достигала 20 минут. Впоследствии её исполняли очень многие — "The Doors", Джими Хендрикс, Патти Смит.

Между тем состав группы, изначально созданной для выступлений в новом R&B клубе в "Maritime Hotel", постоянно менялся, и на сессии приглашались музыканты со стороны (включая юного Джимми Пейджа). Эта нестабильность раздражала Моррисона, и в 1966 г., во время американских гастролей (и вскоре после совместного выступления с "The Doors"), он покинул группу.

Экс-продюсер "Them", Берт Бёрнс, живший тогда в Нью-Йорке, пригласил Моррисона записываться сольно на его лейбле Bang Records. Плодом этого сотрудничества стал оптимистичный хит "Brown-Eyed Girl", летом 1967 г. добравшейся до верхней десятки Billboard Hot 100. Эта песня остаётся одним из гимнов "лета любви", обозначившего пик движения хиппи, и до сих пор одна из самых часто заказываемых песен на радио в США.

Отношения Моррисона, всегда отличавшегося тяжёлым нравом, с Бёрнсом испортились, когда тот без ведома певца выпустил его дебютный сольник «Blowin' Your Mind». Разгневанный Моррисон вернулся в Ирландию и вскоре узнал о смерти Бёрнса от сердечного приступа. Между тем его контрактные обязательства перешли к наследникам Бёрнса, и певцу потребовались годы, чтобы окончательно освободиться от этой кабалы.

В 1968 г. Моррисон достиг договорённости с Warner Brothers о том, что ему будет позволено записать альбом без какого-либо нажима со стороны продюсеров. Поскольку он не находил общего языка с сессионными музыкантами, его оставили одного в студии с акустической гитарой. Результатом стал цикл поэтических текстов, составляющих в совокупности не столько сборник песен, сколько единое цельное произведение. Продюсер Льюис Меренстайн, имевший знакомства в среде джазменов, наложил на сделанную Моррисоном запись музыкальное сопровождение лучших сессионных музыкантов того времени. Так родился диск "Astral Weeks" (1968), регулярно включаемый в списки величайших альбомов рок-музыки.

Его следующий альбом, "Moondance" (1970), не уступая предшественнику по качеству, продолжал линию на сближение фолк-рока с блюзом и соулом. Журнал Rolling Stone в 2003 г. включил "Moondance" в свой список 500 величайших альбомов.Следующие за "Moondance" три альбома, записанные в лихорадочном темпе, поддерживали взятую на нём высокую планку.

Разочарованный прохладной реакцией публики на его новые работы, Ван Моррисон в середине 1970-х гг. полностью сворачивает концертную деятельность. Он всегда видел смысл работы музыканта в живых выступлениях. Студийные записи он рассматривал как мини-концерты, призванные передать ощущение живого выступления, а синглы отвергал вовсе как уступку коммерческой стороне шоу-бизнеса. В 1978 г. он возобновил выступления в поддержку "попсового", по собственному признанию, диска "Wavelength", но боязнь сцены не покидала его и в 1979 г., выступая на стадионе в Нью-Йорке, он ушёл со сцены и не вернулся.

В 1980-х гг. он много экспериментирует: так, альбом "Irish Heartbeat" (1988) представляет собой подборку народных ирландских песен, исполненных вместе с фолк-коллективом "The Chieftains". В текстах тех лет он обращается к темам веры и спасения. В 1989 г. вышел альбом "Avalon Sunset" — самый успешный за всю его карьеру с коммерческой точки зрения.

В каждом из 9 альбомов 1990-х гг. (из которых один концертный) Ван Моррисон открывается поклонникам с новой стороны. Он гастролирует со своей группой и с Бобом Диланом, записывает дуэты с блюзменами, которыми он восхищался в юности, и со своей дочерью. К нему приходит запоздалое признание — о его огромном влиянии на них говорят Джеф Бакли и Боно из U2, в 1993 г. его имя заносят в Зал славы рок-н-ролла, его удостаивают нескольких "Грэмми" (в 1996 и 1998 гг.). В 2008 г. вышел первый за десятилетие альбом его новых песен. Этот диск, "Keep It Simple", впервые за всю карьеру Моррисона отметился в верхней десятке Billboard 200.