Беспорядки на Сансет-Стрип




В середине 1960-х годов ориентация ночной жизни Голливуда стала смещаться от джаз-клубов и танцевальных залов для взрослых к молодежным рок-клубам и кофейням. В начале 60-х, по свидетельству очевидцев, Сансет-Стрип походила на Лас-Вегас: ночная жизнь кипела, посетители перемещались от одного клуба к другому среди ночи, но все было довольно мило и спокойно. Однако по мере того, как на Сансет стало появляться все больше молодежи, спонтанные стычки тинейджеров и полиции стали перерастать в агрессивные противостояния, длившиеся неделями. Раздел между "взрослыми" и "молодежными" клубами привел к введению фактически комендантского часа. Апофеозом противостояния стали выступления, вошедшие в историю молодежного движения как Беспорядки на Сансет-Стрип (Sunset Strip riots).

В один прекрасный уикэнд, начиная с субботы 12 ноября 1966 года, толпы молодых людей перекрыли Сансет-Стрип и удерживали улицу в течение нескольких часов, пока полиция Лос-Анджелеса и Управление шерифа округа Лос-Анджелес тщетно пытались рассеять и разогнать толпу. Los Angeles Times в ближайшем выпуске назвала эти события "New Youth Riot on Sunset Strip".

После того, как в 1943 году в Лос-Анджелесе вспыхнули конфликты на национальной почве, известные Zoot Suit Riot, местные власти предприняли много усилий для предотвращения молодежных волнений. Кроме того, Палата наблюдателей округа в 50-х годах несколько раз ставила вопрос о морали молодежных танцев. В результате этого к середине 1950-х вышло несколько постановлений, ограничивающих географию мест, где допускались танцы, и многим промоутерам пришлось искать новые площадки для молодежных вечеринок за пределами округа. И все же в начале 1960-х плеяда новых антрепренеров решила отхватить кусок рынка, основав в Голливуде несколько танцевальных залов, рассчитанных на несовершеннолетнюю публику. В 1962 в Лос-Анджелесе открылись первые чисто тинейджерские клубы. Первой ласточкой стал "Peppermint Stick Nightclub", открывшийся весной этого года, и к концу летнего сезона уже под завязку забитый молодежью шесть дней в неделю. Вскоре диджей Боб Юбанкс превратил "Supper Club" в Студио-Сити в "Cinnamon Cinder", а джаз-клуб на углу Крисент-Хайтс и Бульвара Сансет возродился под именем "Pandora’s Box".

Если в предыдущее десятилетие тинейджеры курсировали по улицам Голливуда, попадая в рестораны и кинотеатры, то в новый век танцевальных клубов молодые получили место, где они могли встречаться со своими сверстниками за пределами школы и подальше от глаз родителей и полиции. Популярности подобных мест добавлали известные телешоу - "Hollywood A Go Go", "POP Dance Party", "9th St West" и "Malibu U".

Между тем в конце 50-х годов был разработан план развития Голливуда, согласно которому его территория должна была быть разделена двумя новыми фривеями, Beverly Hills Freeway и Laurel Canyon Freeway. При этом Голливуд должен был стать новым финансовым центром Лос-Анджелеса. Уже готовая инфраструктура клубов и баров должна была привлечь бизнесменов на новое место, раскрученное на широком экране. В начале 1960-х власти округа стали планомерно сносить дома вдоль будущих дорог в сторону Сан-Винсенте. При этом многие джазовые клубы приходили в упадок и в поисках новых клиентов стали переориентироваться на рок-музыку и молодых посетителей. К 1964 году властям пришлось предпринимать меры, ограничивающие приток необузданной молодежи в будущий респектабельный финансовый центр, и прежде всего, введение комендантского часа и постановления, направленные против праздношатания. Весной 1966 года округ прикрыл популярный рок-клуб "The Trip" за нарушения законодательств о молодежи, а в июле полиция совершила набеги на популярные рестораны "Gee Gee’s" и "Cantor’s Deli" и арестовала более 200 подростков за нарушение комендантского часа. "Gee Gee’s" пришлось из-за этого закрыться. Осенью того же года противостояние стало усиливаться, и тинейджеров массово задерживали и отправляли в управление шерифа Западного Голливуда на Сан-Винсенте.

Ал Митчелл, владелец клуба "Fifth Estate", спонсировал выпуск флаеров, призывающих на демонстрацию против насилия полиции вечером 12 ноября. По разным оценкам, более тысячи демонстрантов столпились на тротуарах Сансет-Стрип, внимая речам местных активистов. В 22:35 полиция начала наступление, пытаясь выдавить толпу с тротуаров. Однако это лишь раззадорило молодежь, публика растеклась по улице, а несколько парней осадили рейсовый автобус, побили в нем стекла и пробили крышу. Полиция оказалась неспособной блокировать выступавших, и власти не нашли ничего лучше, как ввести в течение последующих недель комендантский час для несовершеннолетних после 22:00.

По свидетельству современников, демонстрации эти на самом деле были спровоцированы двумя группами дельцов на рынке: поскольку традиционные ночные клубы на Сансет-стрип перестали приносить прибыль, некоторые из них получили лицензию на развлечения для несовершеннолетних и обнаружили, что на этом можно заработать намного больше. При этом прочих рестораторов и землевладельцев стало напрягать увеличение количества машин с тинейджерами в этом районе. Полиция в результате встала на сторону более влиятельной группы бизнесменов. И хотя в результате беспорядков практически никакого ущерба собственности нанесено не было, Палата наблюдателей округа уже 21 ноября приняла постановление, согласно которому посещение танцевальных клубов несовершеннолетним запрещалось, из-за чего к концу года закрылись клубы "Trip", "The London Fog", "It’s Boss", "Stratford on Sunset", "The Action" и "Pandora’s Box".

Хотя некоторые молодежные ночные клубы просуществовали до конца 60-х годов, эра молодежных вечеринок на Сансет-стрип подошла к концу. В это время сформировалось новое контркультурное движение, определявшее в дальнейшем жизнь молодых американцев. После успешного проведения концерта "Community Action for Fact and Freedom" по сбору средств на выкуп арестованных демонстрантов, Алан Паризер и Бен Шапиро запустили масштабный фестиваль в Монтерее, ставший основным событием "Summer of Love" 1967 года, после чего внимание нации переключилось с Лос-Анджелеса к психоделической сцене Сан-Франциско. К 1967 году сменился и формат знаменитого независимого издания "Los Angeles Free Press": блочная структура газеты уступила место психоделическим картинкам, появились статьи в стиле "потока мысли", рекламные блоки концертов местных рок-групп против войны во Вьетнаме и отчеты о различных хэппенингах. Во многой степени эти “Be-Ins” стали результатом закрытия клубов на Сансет-стрип. Молодежи в любом случае было необходимо место для массовых мероприятий, и это общение перешло из коммерческой сферы ночных клубов на стадионы и открытые площадки.

События осени 1966 года, помимо одноименного фильма "Riot on Sunset Strip", нашли отражение в песнях некоторых рок-групп: